Voice&Leadership Блог

Голос как инструмент влияния и создания образа человека

Ученые выяснили, что на подсознательном уровне человек больше 35% внимания уделяет именно голосу собеседника, тому, как он «звучит». При помощи голоса мы создаем реальность, озвучивая свои мысли. Известные ораторы так владеют своим голосом, что могут убеждать в своих идеях даже очень большие массы людей.

Человек воспринимает информацию не только на смысловом, но и на эмоциональном уровне. Мы способны «считывать» ее, обращая внимание на манеру поведения говорящего и характеристики звучания его голоса: высоту, динамику, тембр и т.п.

Исследования компании Business Speech


В лаборатории Business Speech Science Research были проведены исследования влияния характеристик голоса на восприятие.

Респонденты должны были прослушать записи и заполнить анкету, оценив говорящего по следующим параметрам:

  1. Социальный статус.
  2. Внешность.
  3. Физическое состояние.
  4. Эмоциональное состояние.

Исследование проводилось на основе классификации голосов по 4 типам («этажам») и показало следующее:

«Босс»


Женский голос воспринимался как жесткий, доминирующий, вызывающий равнодушие, раздражение и недоверие. Большинство опрошенных описывали обладательницу такого голоса как женщину средних лет в классическом строгом костюме, консервативную и недружелюбную. Роль – начальник.

Мужской голос, напротив, назвали спокойным, доминирующим, но вызывающим доверие и располагающим. Говорящего мужчину представили себе человеком среднего возраста, уверенного, привлекательного. Роль – начальник, агитатор.

Пример: Андрей Ургант – телеведущий, актер, продюсер. Голос этажа «Босс»: низкий, громкий, уверенный.


«Философ».


Женский голос – тревожный, зависимый, вызывающий беспокойство и недоверие. Социальное положение – подчиненный. Воспринимается как скромная худощавая девушка в неброской одежде, «серая мышь».

Мужской голос – спокойный, чувствительный. Вызывает чувства спокойствия, недоверия, равнодушия. Большинство респондентов наделили этим голосом взрослого уверенного мужчину, хитроватого. Роль – подчиненный, писатель или актер.

Пример: Алексей Ситников – коуч, психотерапевт, доктор психологических и экономических наук, тренер НЛП. Его голос представляет этаж «Философ»: мягкий, глубокий, мотивирующий, вызывает доверие.


«Агитатор»

Женский голос назвали доминирующим, агрессивным, тревожным, что вызвало у слушающих беспокойство, недоверие и раздражение. Роль – агитатор или начальник. Респонденты описали женщину так: взрослая, властная, в одежде предпочитает строгие костюмы.

Мужской голос этого типа тоже не завоевал доверия. Он показался доминирующим, не располагающим, вызывающим скептицизм и раздражение. Внешне – мужчина среднего возраста, властный, консерватор.

Пример: Ксения Собчак – политик, теле- и радиоведущая, журналист, продюсер. Голос этажа «Агитатор»: высокий, пронзительный, часто вызывает раздражение.


«Мотиватор»

Женский голос оценили как оптимистичный и миролюбивый, вызывающий у одних – доверие, у других – недоверие. Роль – агитатор, романтик. Респонденты сошлись на том, что это худая молодая женщина, активная и улыбчивая.

Мужской голос был оценен как принадлежащий человеку средних лет, эмоциональному, харизматичному агитатору. Слушатели отметили, что он вызывает как скептицизм, раздражение, так и доверие, спокойствие.

Пример: Ирина Хакамада – политический и государственный деятель, экономист, публицист.

Данные этой научной работы показывают: доверие к говорящему зависит не только от смысла слов, но больше от характеристик голоса. Так, опрошенные отмечали, что доверяют голосам низких частот, а высокие голоса вызывали раздражение и тревогу.

Кроме того, по голосу человек определяет социальный статус собеседника, его положение и экспертность: голосами типа «Босс» и «Вдохновитель» участники исследования наделяли людей более статусных – руководителей, политиков, наделенных властью.

Слушая голос, мы создаем некий образ собеседника: причем, не только внешние черты, но и поведение. Голосам, подходящим по параметрам к типам «босс» и «вдохновитель», приписывается уверенная манера держаться, строгий стиль одежды, статусные детали.

Физиология влияния


Ребенок в утробе матери начинает слышать звуки с 20 недели. Мамы знают: голосом и эмоциями его можно и возбудить и успокоить. И во взрослом состоянии люди реагируют на динамику, окраску, тон голоса. А чтобы им влиять, констатировать, убеждать, мотивировать, нужно быть в определенном эмоциональном состоянии. Голосом мы транслируем эмоции, которые проживаем внутри.

Но, чтобы погружать людей в определенное состояние и мотивировать их что-либо сделать, главное – понять, какую эмоцию мы хотим передать.

Тренируя способы речи мы можем видоизменять голос: его темп, громкость, глубину и т.д. Слущающий бессознательно определит по этим признакам, какую эмоцию мы передаем. Например, человек, находящийся в депресии, говорит монотонно, ровно, а в состоянии гнева – полно, напряженно, строит фразы на одном дыхании. В разговоре по телефону мы не видим собеседника, но всегда можем понять, какие эмоции он испытывает: появление речевых пауз говорит о напряжении; лаконичность и четкость – явную уверенность; чрезмерно высокий пронзительный голос выдаст беспокойство. У слушающего возникают ответные чувства на эти эмоции.

Таким образом, развивая различные параметры голоса, мы можем создавать тот или иной образ перед аудиторией и вызывать нужные нам реакции. Так, например, уверенный тон презентации поможет донести до аудитории ценность продукта, тихая невнятная речь на высоких тонах – наоборот, не вызовет доверия. Это помогает добиться от выступления результата, на который рассчитывали.


Постановка голоса
Made on
Tilda