Voice&Leadership Блог

Как стать оратором, которого слышат: магнетизм харизматичного человека

Многие, кому приходится выступать перед публикой, наверняка задумывались, в чем секрет успешных спикеров? Ведь им удается не только притягивать к себе внимание аудитории, но и удерживать его на протяжении всего выступления. Вероятно, хорошие ораторы обладают какими-то особыми качествами, совокупность которых мы называем харизмой. Тогда возникает другой вопрос: каково происхождение харизмы? Врожденная ли это особенность отдельной личности или ее можно в себе развить? Результатом многочисленных исследований психологов стало понимание, что магнетизм харизматичного человека – это навык, который можно выработать, выполняя определенные упражнения.

Связь харизмы с эмоциями человека


Чтобы стать харизматичным человеком, нужно уметь заражать своими мыслями, делами. А это возможно только при том, что в человеке кипит энергия, которую генерируют эмоции. Когда он может часами рассказывать о своих идеях так уверенно и увлекательно, что слушатели не могут не проникнуться его точкой зрения по какому-либо вопросу.

Американский психолог Альберт Меграбян провел исследования и выяснил, что словами человек передает всего лишь 7% информации. 38% передается паравербально, то есть при помощи характеристик речи: темпа, громкости, тембра, интонации. Передача остальных 55% происходит при помощи языка тела – мимики, жестов, позы и т.д. В процессе речи человеку свойственно выражать свои эмоции и чувства. Изучая этот феномен, профессор пришел к выводу: когда слова расходятся с языком тела, главная роль в восприятии собеседника – за невербальным способом коммуникации, который является основным.

Поэтому важно правильно транслировать свои эмоции, а для этого сначала нужно их понимать. Когда слова не расходятся с языком тела, аудитории или собеседнику транслируются именно те чувства, которые нужно передать, возникает тот самый необъяснимый многими магнетизм, притягательность личности. Ее и называют харизмой. Чтобы развить в человеке навыки харизматической личности, психологи проводят психофизические тренинги, на которых они учат разбираться в своих эмоциях, выражать их телом. В то же время – понимать, что языком тела выражает собеседник, партнер. Чем лучше человек слышит и понимает себя, тем точнее он понимает других, тем легче выстраивать взаимоотношения: будь то какая-либо социальная группа или аудитория при публичном выступлении.

Надо заметить, что при подготовке актеров используются психофизические тренировки, чтобы выработать у студентов привычку пользоваться несложными приемами перед самым выступлением на публике, навык правильной передачи эмоций.

Не будучи профессиональными психологами, мы в большинстве случаев можем достаточно точно уловить насколько комфортно нашему собеседнику, мы видим его неуверенность в себе или надменность, например. Даже когда словами он пытается донести совсем другое, мы на подсознательном уровне считываем тревогу, агрессию, основываясь на сигналах языка тела. Точно так же мы улавливаем доброжелательный настрой, уверенность человека в себе, заинтересованность в диалоге и т.п.

Для чего нужно владеть эмоциями и телом во время выступлений


Человек, умеющий управлять своими эмоциями, понимающий, как транслировать их аудитории не только через речь, но и языком тела, умеет владеть вниманием публики. Каждое эмоциональное движение оратора вызывает ответную реакцию у публики. Чем больше различных невербальных приемов использует оратор, тем более притягательным он становится для слушателей.

С самого первого появления выступающего перед слушателями, они понимают, стоит ли обращать внимание на его слова. То, как человек двигается, положение его рук, ног, корпуса, то есть, язык его тела, обязательно считывается собравшимися и помогает составить представление о спикере еще до того, как он произнес первые слова.

Например, спикер выходит твердой походкой, поворачивается к аудитории, прямо без заискивания смотрит в лица публики, улыбается. Прошло всего несколько секунд, а он уже создал впечатление уверенного в себе человека, которого стоит послушать. Он продемонстрировал это языком тела, а публика безошибочно восприняла эти сведения. Аудитория поняла, что человек стремится к контакту, взаимодействию, хочет выстроить коммуникацию с ней. Меньше, чем за 4 секунды мы получаем первую информацию о человеке, стоящем перед нами.

Когда оратор начинает говорить, он дополняет свою речь уместными жестами,  говорит, используя мимику, перемещается в пределах отведенной для него территории. Тем самым, он заполняет собой пространство, ярко выражая свои эмоции при помощи языка тела и различных характеристик речи. К примеру, рассказывая о чем-то, что его возмутило, продвигает корпус тела по направлению к публике, жесты становятся резкими, повышает голос, понижает тон, начинает говорить громче. И вот уже публика негодует вместе с ним. При восхищении каким-либо событием – улыбается, движения становятся более широкими, позы более свободные. И аудитория в ответ улыбается.

Станиславский, будучи великим режиссером и педагогом, прекрасно понимал, что чувствует человек, выходя на сцену перед публикой, когда от волнения он не может говорить, думать, естественно двигаться, чувствовать. В воспитании актеров этому аспекту подготовки уделяется большое внимание.

Не только артистам требуется умение владеть собой, но и любому человеку, который хочет свободно взаимодействовать с публикой. И, как актеры репетируют свои роли, меняя характеристики голоса, манеру подать себя, позы, так и оратор должен отрабатывать невербальные навыки общения с аудиторией. 

Можно сделать вывод, что готовясь к выступлению, помимо работы над смысловой частью выступления, нужно быть готовым к взаимодействию с аудиторией, которая запоминает информацию на эмоциональном уровне. Стоит заранее отработать жесты, интонации, позы, научиться передавать именно те эмоции, которые нужно донести до публики.
Коммуникация
Made on
Tilda