Voice&Leadership Блог

Как реагировать на критику?

Знаете, какая одна из самых больших причин страха публичных выступлений? Это страх критики. Страх «что скажут люди». Страх «а что, если им не понравится». Именно с этого начинают большинство моих клиентов, когда я спрашиваю: Что вам не хватает на ваш взгляд?

Но как ни крути, а критика важна, если вы хотите улучшить навыки, научится чему-то новому, найти своё место под солнцем. Конечно, всегда зависит от того, как и каким образом эта критика будет выражена. Главный парадокс в том, что чем лучше вы что-то делаете, тем больше на вас обрушивается критики.

Расскажу вам свою историю. Несколько лет назад я пела на фестивале в Швейцарии с командой из театра La Scala. Для оперных певцов - это высочайший уровень. На репетициях я, как всегда, выкладывалась по полной, мне очень хотелось сыграть роль незабываемо, но на меня выливали такой поток критики… В один момент, после очередного шквала критики, я спросила: «Почему вы обрушиваетесь именно на меня?!» Дирижёр удивленно посмотрел мне в ответ и сказал: «Потому что вы единственная, кто может.» Меня поразило такое заявления. С тех пор я спокойно отношусь к критике и четко разделяю ее на конструктивную и деструктивную.

Большинство людей воспринимают критику, как покушение на самооценку. Нужно четко понимать, кто и как вас критикует. Не брать все на свой счёт. Ведь многие люди критикуют только то, чего им самим не хватает. К вам это никакого отношения не имеет! Но если вы спрашиваете совета у профессионала, доверяете его мнению, очевидно, что нужно прислушаться.

Лучше всего воспринимать критику с позиции ученика. Слушать и слышать что не хватает другому человеку или какое у него/неё видение. Старайтесь не оправдываться, не доказывать обратное. Это только усугубит диалог, может также превратить его в войну. Ваш критик тоже не любит или боится критики, поэтому неконструктивный разговор превращается в войну без победителей и побеждённых.

В замечательной книге Дэвида Бернса «Терапия настроения: как правильно реагировать на критику», автор объясняет глубинные истоки критики и даёт рекомендации как правильно обходиться с критикой. Он описывает чёткий план по обезоруживанию критиканта:

Шаг 1: Выявление выгоды. Когда человек критикует, он преследует две цели: помочь или разрушить. Старайтесь не реагировать эмоционально на слова, а задавайте конкретные вопросы, чтобы выявить цель критики. Если критикант выливает на вас негатив, спросите что конкретно ему не нравится и почему, что по его мнению может улучшить объект/субъект критики. Спокойный, рассудительный тон поможет расслабить персону, а также выстроить мосты коммуникации.

Шаг 2: Учитесь соглашаться. Для некоторых это звучит нелепо, вы даже спросите: «Как же мне соглашаться, если человек критикует несправедливо!» Но зачастую споры разводят только больше огня. Выражая своё несогласие, вы даёте критикам ещё больше силы и энергии идти в атаку. Если же вы соглашаетесь с оппонентом, выслушиваете его позицию, вы осознанно обезоруживаете его!

Шаг 3: Сильная аргументация . Лучшее решение любой проблемы - найти компромисс. Когда вы в спокойной атмосфере выстраиваете конструктивный диалог и аргументируете вашу позицию так, что оппонент не в силах не согласиться, выигрыш остается без сомнения за вами.

Важно также иметь группу поддержки. Друзья, семья, коллеги, вообще все, мнению которых вы доверяете и знаете, что человек, выражает мысли искренне, не пытаясь сделать вас маленьким и обрубить ваши крылья. Когда за вашей спиной армия добродетелей, ваша уверенность непоколебима.

Самое главное не забывайте: если вы сделаете/ создадите что-то особенное, сразу набежит множество критиков и хейтеров. Не реагируйте на них слишком эмоционально, не разрешайте им управлять вашим внутренним состоянием и обрезать вам крылья. Учитесь правильно реагировать на критику. Чем лучше вы становитесь, тем больше вас критикуют - это признак того, что вы идите в правильном направлении!


Коммуникация
Made on
Tilda